Позиция Казахстанской ассоциации налоговых консультантов по проекту приказа Министерства финансов Республики Казахстан «Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по проявлению налогоплательщиками должной налоговой осмотрительности»

1. Текущая ситуация

На сайт открытых НПА был выложен проект Приказа МФ «Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по проявлению налогоплательщиками должной налоговой осмотрительности» (далее - Проект) по ссылке https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14901930. Статус - на публичном обсуждении.

С учётом уставных целей КАНК мы посчитали нужным выразить свою позицию и публично распространить её относительно данного проекта.

 

2. Позиция КАНК

1) Проект предполагает проверку юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями своего контрагента посредством направления запроса в ИС РБП (специальную базу данных), расположенную на сайте https://kyc.kz. Данный подход разработчика Проекта противоречит фундаментальному принципу добросовестности, заложенную в пункте 4 статьи 8 ГК РК, в статьи 14 ПК, пункте 1 статьи 8 НК. Проект не может подменять собой данный фундаментальный принцип и уже в этой части противоречит ключевому принципу законодательства, который не имеет никаких изъятий или исключений. Установленная законом иерархия нормативных правовых актов[1] недвусмысленно указывает на то, что приоритет по применению норм между Кодексами и подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе Правилами, закреплён за Кодексом. Правила не могут противоречить Кодексу. В данном случае Проект противоречит упомянутым трём Кодексам, и данное противоречие неустранимо, в связи с чем Проект не может быть принят в приведённых формулировках.

2) Проект регулирует вопросы должной осмотрительности участников гражданского оборота, устанавливая правило по проверке своих контрагентов. Данный Проект противоречит пункту 1-1 статьи 68, на который он ссылается[2], поскольку проверка контрагентов не является мерой налогового администрирования. Эта мера применяется налогоплательщиком самостоятельно, и на него возлагается такая обязанность. В то же время налоговое администрирование является системой (совокупностью) мер и способов, осуществляемых налоговыми органами и другими уполномоченными государственными органами по сбору налогов и платежей в бюджет, заключающихся в том числе в осуществлении налогового контроля, применении способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности, а также оказании государственных услуг и иных форм налогового администрирования, установленных настоящим Кодексом[3].

Как видно, вопросы должной осмотрительности не могут входить в понятие «налогового администрирования», поскольку осуществляются не налоговым органом, а непосредственно частным лицом. Из этого следует невозможность и незаконность внедрения данного института «должной осмотрительности» через пилотный проект в порядке п.1-1 ст.68 НК.

3) Из подпунктов 2) и 3) пункта 3 Проекта следует, что налогоплательщика будут включать «зеленую» или «красную» зоны. Попадание в одну из этих «зон» осуществляется на основе методов прогнозной аналитикиПри этом значение расчетов, выражающее наличие вероятности риска составляет тайну, предусмотренную законодательством Республики Казахстан. Однако в Проекте не раскрыто содержание данного метода, критерии отнесения того или иного налогоплательщика к конкретной «зоне». В этой связи нам представляется данная формулировка «сырой», неконкретной и непроверяемой. Налогоплательщик не сможет проверить достоверность отнесения себя к той или иной «зоне» риска.

Указание о «тайне» значения расчётов вероятности риска также нарушает пункт 4 стать 4 Конституции, устанавливающий, что официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения, статью 10 Налогового кодекса (нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному официальному опубликованию), принципы прозрачности деятельности государственных органов и доступности информации, приоритета предупреждения правонарушения в правовых основах взаимодействия субъектов предпринимательства и государства (ст.ст.1013 Предпринимательского кодекса). Также норма противоречит пункту 3 статьи 18 Конституции о том, что государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы, нарушает принцип добросовестности налогоплательщика, а также принцип гласности налогового законодательства (ст.ст.810 Налогового кодекса).

4) Проект противоречит логике в части применения должной осмотрительности к налогоплательщику-поставщику. Так, из смысла Проекта предполагается проверка ПОТЕНЦИАЛЬНОГО поставщика ПЕРЕД осуществления с ним гражданских правоотношений. Однако из текста Проекта следует что проверка производится по поставщику, т.е. по тому, с кем УЖЕ состоялись сделки. Это противоречит логике и здравому смыслу, ведь при уже состоявшейся сделке бессмысленно проверять данные о поставщике, т.к. он уже перешёл из статуса «потенциальный» в «реальный».

5) Упоминаемая ИС РБП, которая будет содержать в себе данные по «зонам», имеет сомнительный статус, непонятно кем администрируется и за чей счёт финансируется. При этом на сайте https://kyc.kz/tariffs, на котором предполагается, что будет расположена данная ИС, уже указано, что информационные услуги этого ресурса стоят от 53 000 до 184 000 тенге в месяц. Из этого следует, что орган-разработчик совместно с Атамекеном пытаются создать единого оператора проверки контрагентов с закрытыми критериями, устанавливая фактически узаконенную монополию на данном рынке. Эти действия прямо направлены на устранение действующих конкурентов вроде сайтов https://kompra.kzhttps://adata.kzhttps://ba.prgapp.kz/ и прочих, тем самым нарушая положения Предпринимательского кодекса о защите конкуренции[4]. Данные нарушения неустранимы без отзыва Проекта.

6) Реализация Проекта не даёт налогоплательщику-покупателю никаких гарантий. Так, в Проекте указано лишь что «орган государственных доходов исключает предъявление в суды исковых заявлений о признании сделок недействительными в отношении поставщиков из «зеленой» зоны, при этом не ограничивает проведение иных мер налогового контроля».

Однако, во-первых, признать недействительной сделку может не только ОГД, но и иные заинтересованные лица, в том числе прокурор. Также сделка может оказаться ничтожной, если судом будет установлен ее криминальный характер. Во-вторых, при проведении налогового администрирования, в том числе налоговых проверок, никоим образом не будет приниматься во внимание получение «зелёного» отчёта. В-третьих, получение «зелёного» отчёта не даёт гарантии отсутствия возбуждения уголовных дел в отношении поставщика, признания его регистрации/перерегистрации недействительной в судебном порядке даже за период получения «зелёного» отчёта. Наконец, сомнительной полагаем правомерность возложения на государственный орган обязанности не подавать иски в суд в случае, если государственный орган по закону обязан обратиться в суд с иском для защиты интересов государства.

7) ИС РБП принадлежит ТОО «CONFIDENTE» что является согласно данных портала egov.kz частной компанией. Совершенно непонятно, почему предпринимательское сообщество во исполнение норм правового акта должно платить деньги за услуги одной произвольно выбранной частной организации.

 

3. Вывод КАНК

С учётом описанных выше обстоятельств, КАНК возражает против введения в действие проекта Приказа МФ «Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по проявлению налогоплательщиками должной налоговой осмотрительности».

[1] статья 10 Закона «О правовых актах»

[2] 1-1. В целях модернизации и совершенствования налогового администрирования налоговые органы вправе осуществлять реализацию (внедрение) пилотных проектов, предусматривающих иной порядок налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками.

[3] п.1 ст.68 НК

[4] Глава 15 ПК